Камеевская сельская модельная библиотека
интеллект – центр «Гармония» - филиал №3
муниципального бюджетного учереждения культуры
централизованная библиотечная система
муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортоста
logo
Башҡортостан РеспубликаҺы
Мишкә районы муниципаль районының
муниципаль бюджет мәҙәниәт учреждениеһы
үҙәкләштерелгән китапхана системаhы
Ҡамай аулы интеллект –
үҙәк модель китапханаһының
3-се Һанлы китап – ханалар системаhы филиалы

Марийский праздник Кугече

Четверг – Сорта кече (День свечи), Сорта чӱктыш кече (День зажигания свечи), Сорта изарня (Четверг свечи).
По представлениям мари, солнце в этот день поднимается играя. Но в некоторых деревнях считают, что солнце восходит, играя, в воскресенье.
В День свечи мари рано утром – до восхода солнца топят баню. Печку в доме кое-где топят только после бани. В других деревнях это делается раньше – ведь через огонь в печке приглашали предков в гости. В старину в некоторых деревнях приглашать предков ездили на кладбище.
В баню сначала идет мужчина – глава семьи. Он зовет с собой всех мужчин, вернее духов усопших мужчин. После его возвращения духов женщин приглашает в баню хозяйка. После возвращения из бани, хозяйка печет блины и готовит другую еду. Варит яйца. Их мари красят с помощью луковой шелухи. Обязательно варят суп из петуха или курицы. Если птицы нет, варят уху. После того, как еда будет готова, для духов предков ставят отдельный небольшой и невысокий столик, скамейку или табуретку. Туда ставят часть приготовленной еды и яйца (в отдельной посуде), в отдельную чашу наливают квас. Раньше для Кугече и Семик использовали отдельную посуду, которую после поминок убирали и вешали в укромном месте.
Посредине столика ставят решето (сито), куда высыпается немного зерна. По краям прикрепляются самодельные восковые свечи. Их должно быть 17. Яиц – не меньше 7. Если нет решета, используется небольшой деревянный ящик. Но в старину использовалось именно решето. Ведь это решето символизирует созвездие Плеяд (у марий – Лудо пыжаш – Утиное гнездо или Шоктешӱдыр – Созвездие решета), откуда и прилетела на землю Небесная утка (Кавасе лудо). Небесной уткой мари называли Венеру, ведь она через каждые 8 лет 4 апреля возвращается в своё гнездо. В последний раз возвращалась в 2020 году.
Но в некоторых деревнях свечи прикрепляются к полену. Эти поленья сильно похожи на Йольские (Германия). Рядом с поленом ставят решето или небольшой ящик.
Свечи мари зажигают после полудня. Первая свеча зажигается божеству Киямат тӧра (Хозяин киямата – загробного мира), вторая – Киямат саус (его помощник). В некоторых деревнях свечу ставят и божеству Тамык вуй (Главный в мире предков). Дальше идут предки – начиная с прадеда или прапрадеда. Ещё одна свеча, но уже не на решете или полене, зажигается на дверном косяке. Это свеча для Утым кува и кугыза (безродные старик и старуха – покойники, у которых прервался род).
После того, как зажгут все свечи, поминают предков, кидая кусочки блинов в решето (ящик) и говоря: «Шужо». У слова «шужо» сразу два значения (омонимы): «пусть дойдет» и «голодай». И объяснения два. По одной версии, говорят «пусть дойдет» потому, чтобы пища дошла до покойника. По другой «шужо» означает «голодай», ведь в мире предков всё наоборот, и слово «голодай» означает «будь сытым». Но, возможно, верны оба значения – мари специально подобрали такое слово, которое имеет сразу два смысла.
На поминки собираются все родственники. Часто ходят из дома в дом. Сначала покойников поминают и провожают в одном доме, потом – в другом.
Предков поминают все члены семьи. Пока свечи горят, все садятся за стол, чистят яйца и режут. Но это делается не ножом, а белой ниткой, чтобы гости из другого мира не порезали пальцы. Потом едят, вспоминая предков. Свечи не должны полностью догореть. По словам мари, огарок должен быть длиннее ширины пальцы – иначе обожжет пальцы предков. Поэтому догорающие свечи снимают с решета и тушат. Когда начинают догорать последние свечи, предков провожают. Берут со стола решето (полено) со свечами, еду и напитки, одно яйцо и выходят к воротам. Там ещё раз всех поминают, пьют квас и остатки еды кидают на землю. Их должны съесть собаки, куры или другие птицы. Яйцо, чуть разбив скорлупу, кидают рядом. По словам мари, чтобы его предки катили к себе. Провожать предков выходят не все, кто-то должен остаться в доме. После провод все заходят в дом и оставшийся там спрашивает: «Что передали предки? Как велели жить? Каким будет год?». Проводившие «гостей» люди ему отвечали: «Предки велели жить дружно, не ссориться, сказали, что год будет урожайным…».